Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
1 История развития отечественной психологии. История развития детской психологии. Основные исторические этапы развития психологии 3
2 Психология педагогического коллектива. Педагогические конфликты и их разрешение. Профессиональное выгорание как психологическое и социальное явление и его профилактика. Коммуникативные умения воспитателя. 8
3 Задача. 16
Фрагмент для ознакомления
2
История развития отечественной психологии
До тридцатых годов XX в. отечественная психология прошла тот же путь, что и зарубежная психологи, точно так же переживала кризис психологии в начале века, с одной лишь разницей: в отечественной психологии никогда не пользовались большой популярностью идеалистические теории. В отечественной психологии всегда были сильны традиции естественно-научного, материалистического понимания сущности психической жизни человека.
Большое влияние на развитие отечественной и мировой науки оказали работы отечественных физиологов, направленные на изучение физиологических основ и механизмов психической деятельности человека (рефлекторная теория И.М. Сеченова, учение И.П.Павлова об условных рефлексах, труды его учеников Л.А.Орбели, П.К.Анохина, К.М.Быкова, а также в работы А.А.Ухтомского и Н.А.Бернштейна и др. ученых. Это направление активно разрабатывается и в наши дни и дополняется результатами исследований нейрофизиологических механизмов мозговой активности (А.Р.Лурия, Л.С. Цветкова). Эти работы составляют естественно-научную основу психологических знаний и современного представления о психике как свойстве высокоорганизованной материи головного мозга, которое является результатом отражения мозгом разнообразных внешних и внутренних воздействий и позволяет человеку управлять своим поведением и деятельностью и активно воздействовать на окружающий мир и изменять себя.
Так же как в Западной Европе и в США, в России в начале века было всеобщим увлечение тестологией. Тестирование проводилось во всех сферах (в медицине, в образовании, среди военных, при приеме на работу и т.д.), и, как правило, при этом допускалось большое количество ошибок, результаты тестирования использовались некорректно. Это послужило причиной появления в 1936 г. печально известного постановления ЦК ВКПб «Об извращениях в системе наркомпросов». В этом постановлении запрещалось проведение тестирования в системе образования. Фактически были запрещены психологические исследования во всех областях, кроме военной, закрывались лаборатории, многие известные психологи были репрессированы или лишились работы. Начиная с этого времени и до 50-х годов психология у нас в стране фактически была под запретом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Абрамова Г. С. Психология в медицине: учеб. пособие / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. М.: ЛПА «Кафедра-М», 2020.
2) Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 31-40
3) Артемов Г. П., Алейников А. В., Пинкевич А. Г. Конфликтогенные факторы образовательной деятельности в высших учебных заведениях: принципы и методы организации мониторинга // Интеграция образования.2018.Т. 22.№2 (91). https://doi.org/10.15507/1991-9468.091.022.201802.274-289
4) Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер, 2020.
5) Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса / Л. С. Выготский // Собрание сочинений : В 6 т. – Т 1. Вопросы теории и истории психологии. – М. : Педагогика, 1982.
6) Гулаева М. И. Управление конфликтами в образовательной организации // Инновационная наука. 2020. №10-3. C. 95-97
7) Гусельцева, М. С. Понятие прогресса и модели развития психологической науки // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2. – Вып. 3. – С. 107-115
8) Ефремов О.Ф. Педагогика / О.Ф. Ефремов. – СПб. : Питер, 2019.
9) Милушкина И. В. Технология управления конфликтами в педагогическом коллективе// Талантливый педагог. 2019. № 4. С. 54-60
10) Николаева А. А., Савченко И. А., Степанова О. С. Роль учителя в профилактике конфликтов посредством информационной безопасности в образовательном учреждении // Научно-педагогическое обозрение. 2018. №2 (20). С. 125-130.
11) Ронгинская Т. Синдром выгорания в социальных профессиях // Мир психологии. 2019. № 8. С. 57-60
12) Ронгинская Т.И. Личность и эмоциональное выгорание. // Вестник практической психологии образования, 2019, № 1. С. 25-30
13) Рукавишников А.А. Синдром профессионального выгорания. – М.: МГУ, 2020.
14) Форманюк Т. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации личности // Вопросы психологии. 2017. № 5 С. 15-20
15) Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2014.